Группа компаний «Рузкабель»
Подольск
Ваш город - Подольск?
+7 495 246 50 50
Подольск. Проект Сахалинского моста за 540 млрд руб.: «за» и «против»

Проект Сахалинского моста за 540 млрд руб.: «за» и «против» Подольск.

О соединении материка с Сахалином задумывались еще с конца XIX в., как только остров вошел в состав Российской Империи. Одно из первых рассматриваемых предложений — насыпная дамба. Причем автор идеи Владимир Бутков подчеркивал, что задумка эта не затратная, особенно с учетом использования каторжного труда. Правда, дальнейшие подсчеты показали обратное, и из-за дороговизны проекта от подобной идеи отказались.

Возвращались к вопросу и в первые годы советской власти, однако в 1920-х после разведывательных работ пришли к выводу, что затея эта нецелесообразная, причем не только в экономическом плане. Отмечалось, что возведение постоянной транспортной переправы связано со многими рисками и трудностями: особенность грунта, сейсмическую опасность региона... К тому же часть острова тогда принадлежала Японии, поэтому вопрос о соединении с материком отложили на пару десятилетий.

После войны, когда Сахалин полностью перешел под контроль СССР, было решено построить тоннель под Татарским проливом и организовать паромную переправу. Проект утвердили в 1950-ом и в том же году приступили к его реализации. Интересно, что тогда рассматривали три варианта: дамба, тоннель и железнодорожный паром. Последний оказался самым дешевым — 650 млн руб. Дамба с судоходным шлюзом — в два раза дороже. Наиболее затратным был проект тоннеля — 2,7 млрд руб. Завершить работы планировали к 1955 году, однако смерть Сталина в 1953-м перечеркнула все планы. В то время отменили большинство масштабных проектов общей стоимостью около 50 млрд руб., эта же участь ждала и стройку 506, остановить которую Л. П. Берия предложил буквально через две недели после смерти вождя.

От общей планируемой суммы на прокладку тоннеля к тому моменту было освоено лишь порядка 20% средств. Проект признали бесперспективным, отметив, что для его завершения потребуются дополнительные вложения.

К тоннелю возвращались и при проектировании Байкало-Амурской магистрали (БАМ), но и тогда по экономическим соображениям реализовывать старую задумку не стали. Эту тему периодически поднимали в 2000-х, но дальше обсуждений, разработки ТЭО и включения транспортной переправы на Сахалин в программы будущего развития дело не продвигалось. Хотя в то время амбиций было значительно больше, чем в советские годы: пошли разговоры и о совместном тоннеле между Сахалином и Хоккайдо (Япония).

О возрождении проекта в положительном ключе говорил практически каждый из губернаторов Сахалина. Лишь когда в 2015 году этот пост занял Олег Кожемяко, он заявил, что моста не будет до тех пор, пока не улучшится качество жизни в регионе.

Но надежды на появление дальневосточного объекта вернулись буквально через пару лет. В 2017-м планы по поводу строительства переправы озвучил президент РФ Владимир Путин, назвав и предполагаемую сумму — 286 млрд руб., отметив при этом, что речь идет только о мосте, без подъездных путей. После этого кардинально поменялась и позиция Кожемяко.

Основные дискуссионные вопросы, которые обсуждаются до сих пор — что строить и насколько это экономически целесообразно? Относительно первой темы, приоритет, как неоднократно заявлялось, отдают мосту.

Тем не менее к 2020 году по заказу ОАО «РЖД» подготовили оба проекта — и тоннеля, и моста. Тогда на эти цели в общей сложности потратили около 3 млрд руб. Тоннель (12,8 км) предлагается проложить от Лазарева (Хабаровский край) до Погиби (Сахалин).

Что касается 6-километрового однопутного моста, то его строительство потребует и возведения двух дамб — по 1,5 км каждая. И тот, и другой вариант оценивается в 540 млрд руб. с учетом подъездных путей, но мост, по словам разработчиков, будет дешевле в эксплуатации. Хотя подобный аргумент ранее некоторыми экспертами озвучивался и в пользу тоннеля, который, по их мнению, легче обслуживать в зимнее время года.

Но более важным кажется вопрос экономической выгоды. Есть немало сомнений в том, что этот масштабный проект, будь то мост или тоннель, когда-либо окупится.

В октябре 2020-го во время встречи президента РФ с главами думских фракций, когда лидер ЛДПР Владимир Жириновский поднял вопрос сахалинского моста, глава государства в очередной раз отметил, что проект имеет большое значение, но подчеркнул при этом, что его реализация — «конечно, дорогая история». Путин сказал, что возвести мост — это полдела; необходимо развивать дорожную сеть, что по затратам сопоставимо с самим мостом, который должен стать частью 585-километровой дороги Селехин (Хабаровский край)–Ныш (Сахалинская обл.). Тем более, что общая сумма проекта в 540 млрд руб. — скорее всего не предел.

Если Минтранс РФ активно выступает «за», то Минфин РФ неоднократно высказывался «против». Не поддерживают столь масштабный проект, как писала в 2018 году газета «Ведомости», и отдельные чиновники, и представители угольной промышленности.

Мнения жителей Сахалина по этому вопросу тоже разделились. Некоторые, например, считают, что траты на новый проект только усугубят экономическое положение региона. Отдельные граждане предлагают планируемые средства вложить в развитие портов, закупку новой авиатехники и паромов, улучшение внутренней инфраструктуры острова. Мониторинг социальных сетей выявляет, что «за» высказывается все меньше сахалинцев.

По словам «Байкал-Сервис ТК», мост приведет к увеличению грузопотока и снижению стоимости перевозок. Благодаря его появлению, наладится круглогодичная связь между материком и островом, что позволит снизить переходящие остатки на товары и грузы, которые сейчас необходимо хранить про запас.

В то же время директор Владивостокского филиала ООО «Байкал-Сервис ТК» Данил Маркелов отметил, что сегодня, используя паромную переправу Ванино-Холмск, на перевозку 20 тонн груза уходит от 70 до 100 тыс. руб.

 «Если мостом или тоннелем свяжут север Сахалина, то расстояния для автомобилей существенно (на несколько тысяч километров) возрастут. А это дополнительное топливо и пробег, за которые придется платить. Эффект может быть совершенно обратный, и паромная переправа останется более интересной альтернативой», — сказал Маркелов.

Он также добавил, что, по его мнению, вряд ли в ближайшие лет десять стоит ожидать реализации этой давней идеи. Действительно, несмотря на разработанные ТЭО, до утверждения проекта пока далеко, и последние слова президента в октябре текущего года показывают, что не так все однозначно. И дискуссия о целесообразности этой масштабной стройки по всей видимости будет продолжаться еще не один год. Хотя правительство Сахалинской области на своем официальном сайте сообщило, что реализация проекта может начаться уже в 2021 году.